Утром на конференции вновь слушаю о тяжелых поступивших больных.
Сижу и думаю: народ у нас неграмотный, все ждут тяжелых проявлений болезни, поступают лечиться поздно, с осложнениями, и система здравоохранения хромает на обе ноги. Все обследование перенесли в поликлинику, где очереди, не всегда грамотные специалисты, неизвестно кем выдуманные нормативы, при которых банальная эндоскопия желудка ожидается неделю или две, а колоноскопия вообще невозможна.
Реформа здравоохранения привела к тому, что обследоваться больные должны вкладывая немалые средства. И не зная точно, какие методы обследования нужны в конкретной ситуации, деньги часто вкладываются не по назначению.
За последние 15 лет в Саратове нового оборудования для обследования закуплено немерено, а показатели здоровья населения изменились мало. Смертность по основным хирургическим болезням не изменилась, отдаленные последствия оперативного лечения выяснить невозможно. Диспансеризация только на бумаге. Рак все также диагностируют поздно, а значит и лечение опаздывает.
Эти грустные мысли посетили меня на конференции, но потом я приободрилась: в отделении все больные выздоравливают, значит, работаем не зря.
Вчера оперированная больная после удаления желчного пузыря чувствует себя отлично и насмешила меня, сказав, что теперь можно искать жениха. Что ей мешало раньше – ей 65 лет — не совсем ясно. Наверное, эта мысль пришла под влиянием наркоза.
На сегодня все.